Дети обладают врожденным стремлением к исследованиям. Поощряйте ваших детей наблюдать за миром и поддерживайте то ощущение чуда, которое они испытывают, открывая этот мир. Мария Монтессори считала, что все дети ведут себя как «маленькие ученые», они стремятся наблюдать за всем, что их окружает, делать собственные открытия и самостоятельно открывать причинно-следственные связи. Младенцы и малыши до 3-лет исследуют окружающий их мир, наблюдая, что произойдёт, когда, к примеру, они бросают игрушку со своего высокого стульчика или играют с водой в ванне. Это стремление к открытиям продолжает развиваться по мере роста, и ребёнок ищет всё новых приключений – лепит куличики из земли в саду или устраивает ферму по разведению гусениц в гостиной. Дети рождаются с удивительным воображением и острым желанием исследовать мир. Поощряйте своего ребёнка в этом – помогите ему увидеть красоту и чудо во всём, что их окружает.
Детский взгляд. Помните, что мир ребёнка – это то, что у него под ногами, совсем невысоко от земли. Если вы посмотрите на жизнь с точки зрения малыша, вы сумеете вновь открыть для себя удивительный мир детства. Помните, что для малыша время движется не спеша. Следуйте за своим ребёнком и будьте готовы остановиться и рассмотреть всё, что привлечёт внимание малыша – например, божью коровку или цветок. Проявите терпение, если малыш еле плетётся – приспособьтесь к его скорости. Для малыша самое лучший способ узнать что-то новое – сделать это самому, а не узнать с чьих-то слов. Это в первую очередь относится к маленьким детям, но так же верно и для детей постарше и даже взрослых. Маленькие дети не только учатся чему-либо, они так же учатся учиться. Ни одна книга с картинками не сумеет так описать мир, существующий вокруг ручейка или подгнившего бревна, чтобы это описание заменило ценность времени, проведённого за наблюдением этих явлений в реальности. Книги и прочие материалы помогают детям мысленно обобщить эти мощные впечатления и переживания, но основа должна закладываться путём прямого наблюдения и жизненного опыта.
Дети обладают врожденным стремлением к исследованиям. Поощряйте ваших детей наблюдать за миром и поддерживайте то ощущение чуда, которое они испытывают, открывая этот мир. Мария Монтессори считала, что все дети ведут себя как «маленькие ученые», они стремятся наблюдать за всем, что их окружает, делать собственные открытия и самостоятельно открывать причинно-следственные связи. Младенцы и малыши до 3-лет исследуют окружающий их мир, наблюдая, что произойдёт, когда, к примеру, они бросают игрушку со своего высокого стульчика или играют с водой в ванне. Это стремление к открытиям продолжает развиваться по мере роста, и ребёнок ищет всё новых приключений – лепит куличики из земли в саду или устраивает ферму по разведению гусениц в гостиной. Дети рождаются с удивительным воображением и острым желанием исследовать мир. Поощряйте своего ребёнка в этом – помогите ему увидеть красоту и чудо во всём, что их окружает.
Детский взгляд. Помните, что мир ребёнка – это то, что у него под ногами, совсем невысоко от земли. Если вы посмотрите на жизнь с точки зрения малыша, вы сумеете вновь открыть для себя удивительный мир детства. Помните, что для малыша время движется не спеша. Следуйте за своим ребёнком и будьте готовы остановиться и рассмотреть всё, что привлечёт внимание малыша – например, божью коровку или цветок. Проявите терпение, если малыш еле плетётся – приспособьтесь к его скорости. Для малыша самое лучший способ узнать что-то новое – сделать это самому, а не узнать с чьих-то слов. Это в первую очередь относится к маленьким детям, но так же верно и для детей постарше и даже взрослых. Маленькие дети не только учатся чему-либо, они так же учатся учиться. Ни одна книга с картинками не сумеет так описать мир, существующий вокруг ручейка или подгнившего бревна, чтобы это описание заменило ценность времени, проведённого за наблюдением этих явлений в реальности. Книги и прочие материалы помогают детям мысленно обобщить эти мощные впечатления и переживания, но основа должна закладываться путём прямого наблюдения и жизненного опыта.
Мир за дверями нашего дома. Дети обожают гулять на свежем воздухе, лазить по деревьям, собирать ягоды и шишки. Они с удовольствием помогут вам в саду, на даче, покормят уток, кроликов, цыплят. Они на всю жизнь запомнят, как ходили с родителями в поход, купались в речке, гуляли по пляжу, собирая ракушки. Первые прогулки малыша пройдут в коляске или у вас на руках. Проведите больше времени с ребёнком, знакомя его с окружающим миром. Даже младенцы жадно впитывают виды и звуки окружающего мира – облака, проплывающие над головой, вид и запах цветов в саду, шелест листьев на ветру. Всё это оставляет сильные впечатления и длительные воспоминания. Будь то зима, осень, весна или лето, каждое время года прекрасно по-своему. Обращайте внимание малыша на разные мелочи – цветок, пробивающийся сквозь снег, красивую раковину или листок. Когда малыш подрастёт, начните показывать ему знакомые вещи во время прогулки: «Посмотри, это дом нашей бабушки! Какие красивые цветы растут у её дверей!» или «Ой, посмотри-ка, птицы построили на дереве гнездо! Потом они отложат там яички и из них вылупятся птенчики!» Зимой обратите внимание на следы животных или птиц на снегу, спросите: «Кто это здесь прошёл?»
Дети правят миром. Ещё одна из основных идей Монтессори заключается в том, что дети – это будущие хозяева планеты, и они должны учиться заботиться как об отдаленных местах, таких как тропические леса и ледники, так и об уголках природы в городе или его окрестностях, чтобы сохранить их для будущего. Учите детей уважать всё живое. В конце концов, все мы часть этой паутины жизни, всё наше существование зависит от хрупкого природного баланса. Например, детей часто учат думать, что земля – это «грязь», а это слово имеет отрицательный подтекст. Учите детей уважать плодородную землю и всю ту жизнь, которая существует на планете благодаря ей. Подчеркивайте необходимость обращаться бережно со всем живым на земле. Учите детей, что нельзя срывать цветы просто так, а потом бросать их. Собирайте их только с пользой для себя. Можно иногда сорвать дикие растения, чтобы потом высушить и сохранить их или поставить в вазу с водой, чтобы как можно дольше ими любоваться, но никогда не срывайте слишком много. Учите ребёнка шагать по земле бережно и брать только то, что ему действительно необходимо. Научите ребенка наслаждаться красотой лесов и полей и никогда не оставлять ничего после себя. Учите, что мусорить нельзя ни в коем случае. На природе, если вы видите мусор, поднимите его и выбросите, куда положено, или унесите с собой. Особенно опасны бутылки, битое стекло, консервные банки и пластиковые пакеты, ведь они не только безобразны, но могут поранить животных. Может быть, стоит взять с собой старую сумку, чтобы собрать туда банки и стекла и не пораниться самим. Когда ребёнок подрастет, дайте и ему такую сумку, чтобы он тоже мог помогать убрать мусор.
Дети обожают работать и играть. Малыши хотят быть частью вашего мира. Для них работать так же весело, как играть, если им дают такую возможность. Чтобы дать ребёнку возможность получить новые навыки, покажите ему всё точно и медленно, как можно проще, чтобы он сумел всё понять. Затем дайте ребёнку время попрактиковаться, позвольте ему делать ошибки и самостоятельно их исправлять. Попробуйте взглянуть на мир глазами ребёнка. Если вы установите ему четкие границы и дадите точные инструкции, вы можете позволить ему делать что-то самостоятельно и тем самым придадите ему самоуважение и уверенность, которая приходит с независимостью.
Размер имеет значение. Вашим первым шагом будет подбор инструментов и принадлежностей, которые своим размером будут соответствовать ребёнку. Большинство заданий, с которыми может справиться ребёнок, станут намного легче для него, если у него будут инструменты, подходящие по размеру к его возрасту. Совсем нетрудно найти детские зубные щётки, чашки, тарелки, вилки, ложки, лейки, швабры и щётки, и даже тюбики с зубной пастой.
Всё по-настоящему. Дети легко могут научиться помешивать что-то (не слишком горячее), мыть овощи, накрывать на стол. Дети не всегда хотят делать то, что делаем мы, и я не предлагаю заставлять малыша мыть посуду, если он на самом деле хочет играть. Купите детскую посудку. С её помощью ребёнок научится накрывать на стол, узнает, куда ставить тарелку и чашку. Но если ребёнок сам просит или показывает своим видом, что он хочет помочь, будьте готовы показать ему, как это делается. А если вы приложите усилия и оборудуете на кухне маленькое рабочее место и подберете принадлежности подходящего размера, дети, скорее всего, сами проявят интерес, захотят помочь и будут приходить к вам снова и снова.
Шаг за шагом. Многое из того, что мы делаем ежедневно, требует владения несколькими навыками, каждый из которых мы освоили между делом. Разбивая каждое задание на несколько небольших заданий, вы можете помочь ребёнку освоить все уровни сложности, каждый в своё время. Применяйте этот подход, когда хотите научить ребёнка сортировать чистые носки после стирки или ставить цветы в вазу. Продумайте каждый шаг и то, как можно сделать его простым для выполнения. Объясните каждый шаг парой простых слов, одновременно иллюстрируя его действиями, чтобы ребенок мог сосредоточиться на том, что вы делаете, а не на том, что вы говорите. Потом дайте ребенку потренироваться, пока у него не станет получаться всё на каждом из уровней. Обучение катанию на велосипеде – хорошая аналогия. Когда ребенок уже готов, родители дают ему трехколесный велосипед, и дают ему возможность научиться садиться на него и слезать с него, поворачивать руль и крутить педали. Хотя трехколесные велосипеды и безопасны, у них нет тормозов, так что мы следим за тем, где ребенок катается. Наконец, приходит время и ребёнок просит «большой велосипед». Родители выбирают велосипед подходящего размера и со страховочными колесиками. Эти колесики помогают удержать велосипед в вертикальном положении, пока ребенок привыкает к педалям, рулю и тормозам. Постепенно, у него появляется больше уверенности, и он просит вас снять страховочные колеса. И вот, не успеете вы оглянуться, как он уже носится сломя голову на своём велосипеде, а вам приходиться постоянно напоминать ему надеть шлем! Шаг за шагом, процесс усвоения повседневных навыков становиться легче, благодаря тщательному планированию, терпеливому руководству и поддержке родителей. Подобные уроки продолжаются, пока ребёнок не станет взрослым. То, как вы учите подростка вождению автомобиля – хороший пример того, ребенок получает повседневный навык, будучи уже почти взрослым. Обучение тому, как разрешить конфликт с друзьями, как планировать свои расходы, устроить небольшую вечеринку – вот ещё несколько примеров. Возможно, самое сложное для родителей – научив ребёнка новому навыку, предоставить ему возможность попрактиковаться в повседневной жизни, не вмешиваясь в этот процесс. Мы никогда не предложим ребёнку, освоившему двухколесный велосипед, вернуться к страховочным колесам, но почему же мы частенько продолжаем одевать и обувать ребёнка, когда он уже давно умеет делать это самостоятельно?
Приучение к порядку. Ключевым элементом в обучении ребенка повседневным навыкам является приучение его к соблюдению порядка. В решающий сенситивный период усвоения порядка детям необходимо, чтобы их мир был хорошо организован. Если их научить, где должны находиться те или иные предметы и как правильно поставить их на место, когда они уже не нужны, они усваивают этот порядок и это ощущение остается с ними на всю жизнь. Приучайте ребенка брать с полки только одну игрушку или книгу и сразу же возвращать её на место, когда она уже не нужна. Большинство из нас очень быстро поддаётся хаосу, который моментально распространяется, стоит только оставить вещи лежать где попало. А дети особенно чувствительны к этому. Хотя все они мастера устраивать беспорядок, для большинства очень трудно потом убрать вещи за собой. Самым эффективным подходом будет убирать всё по ходу дела. Хотя некоторые дети рождаются с «геном чистоты», остальных детей можно научить с самого начала работать и играть, соблюдая чистоту и порядок, не подавляя при этом их креативность и не лишая веселья во время игры. Секрет в том, чтобы установить правило и осторожно, но твердо приучать детей, что они могут брать что угодно для работы или игры и пользоваться этим сколько угодно, но обязательно возвращать это на место и не брать ничего нового, пока предыдущий предмет не убран на своё место. Конечно, некоторыми игрушками лучше играть одновременно – например, набором кубиков и коллекцией машинок. В этом случае надо объединить эти игрушки в один набор. Дети легко запомнят особые правила, как, например, что машинками и кубиками можно играть одновременно. Суть в том, что ребенку нужно убирать кубики и машинки на место, прежде чем взяться за что-то другое.
Фотографии-ярлыки. Используйте фотографии, приклеенные на контейнеры для хранения игрушек, чтобы помочь детям убирать игрушки на место. Также на каждую полку можно поместить фото, на котором будет видно, как должна выглядеть полка, когда все игрушки, игры, книги и другие предметы расставлены по своим местам. Это позволит ребёнку использовать фотографию, чтобы проверить, не допустил ли он ошибку, возвращая материалы на полку после того, как он поиграл, вытер пыль или починил что-то.
Практичное хранение. Я очень рекомендую вам отказаться от ящиков для игрушек. Установите невысокие полки для детских книг, игрушек и игр в спальне ребёнка и в тех комнатах, где вы и вся семья проводите больше всего времени. Подберите подходящие контейнеры для игрушек с большим количеством деталей, чтобы они не растерялись. Вам понадобится контейнер, достаточно большой, чтобы туда вошли все детали и достаточно крепкий, чтобы он не развалился и не обтрепался со временем. В зависимости от игрового материала, это может быть контейнер из пластика, крепкая корзинка, прочная деревянная коробка или большая банка или миска.
Установленные зоны для игр и работы. Скорее всего, вам не захочется, чтобы ваш ребёнок рисовал пальчиковыми красками посреди ковра в гостиной. И уж точно вы не захотите, чтобы он рисовал на стенах. Продумайте каждую игру и занятие вашего ребенка, так чтобы они были безопасны и не причинили слишком много беспорядка, который ваш ребёнок не сможет потом устранить. Некоторыми вещами лучше заниматься на кухне или к комнате с кафельным полом, чтобы было легче вытереть пролитую краску или еду. Во что-то можно играть в гостиной, но так, чтобы людям не приходилось постоянно перешагивать через игрушки, когда они заходят и выходят. Некоторые занятия подходят только для улицы, например, изготовление поделок из дерева или игра в мяч, так что ими надо заниматься во дворе. Установите четкие правила и научите ребенка, как правильно им следовать, вместо того, чтобы наказывать или ругать его за совершенные ошибки. Если вы видите, что ребенок занимается не там, где положено, перенаправьте его туда, куда надо. Если был устроен беспорядок, будет оправдано, в зависимости от возраста ребёнка, ожидать, что ребёнок уберет за собой или хотя бы поможет вам прибраться. С малышами до 3-х лет это не всегда работает. В их случае, предотвращение – это лучшая оборона! Ограничьте доступ к тем вещам, которые вы не хотите, чтобы они брали. С какими-то предметами хорошо заниматься или играть на диване. С другими лучше заниматься за столом. Но большинство занятий детям удобнее всего проводить на полу. Дайте ребёнку небольшой коврик, который поможет обозначить его зону игры. Игрушки и паззлы имеют тенденцию распространяться по всей комнате, если вы не поможете ребенку установить границы для занятий. Маленький коврик или половичок отлично подойдут, чтобы ограничить рабочую зону на полу. Для проектов большего размера, например огромного города, выстроенного из кубиков, ребенок может использовать два коврика, разложенных рядом. Научите ребенка сворачивать и разворачивать коврик и убирать его на хранение в большую корзину. Подумайте о том, как ребенок сможет безопасно и аккуратно донести каждую игрушку или инструмент с полки до того места, где он хочет заниматься или играть. Часто игрушку удобнее всего нести в её собственном контейнере. Некоторые игрушки легко можно перенести по отдельности, например, куклу. Другие состоят из большого количества деталей и иногда набор слишком велик или тяжел для ребенка. Тогда дайте ребенку легкий поднос, на котором он сможет перенести необходимые детали за один или несколько раз. Помните, что дети не сразу научатся переносить предметы на подносе, ничего не роняя, так что вам надо будет показать, как это делается и дать ребенку потренироваться. Небольшие корзинки могут быть удобнее, если ребенок не справляется с подносом. Научите ребенка бережно обращаться с игрушками и другим своим имуществом. Вместо того, чтобы наказывать ребенка, когда он что-то сломает, или просто купить новую вещь взамен сломанной, потратьте время и научите ребенка правильно пользоваться вещью. Когда игрушка, игра или что-то ещё сломалось, посмотрите, можно ли это починить, и сделайте сам процесс починки уроком. Привлекайте ребенка к ремонту и учите его самостоятельно делать несложный ремонт. Покажите, как вы лично заботитесь о порядке в доме и поощряйте ребенка делать так же ежедневно. Обращайте его внимание на небольшие детали, например, что нужно подбирать с пола обрывки бумаги, бусинки и другие мелкие соринки.
Красивые игрушки. Дети эмоционально реагируют на красоту природных материалов, таких как дерево, серебро, латунь. Выбирайте игрушки, инструменты и другие предметы повседневного обихода, которыми будет пользоваться ребенок, с точки зрения из размера, удобства и красоты. Когда вы выбираете подносы, кувшины и другие приспособления, с которыми ваш ребенок будет иметь дело ежедневно, избегайте дешевых предметов из пластика – лучше подберите что-то из более привлекательного материала, то, что вы можете себе позволить. Ваша цель – заинтересовать ребенка и создать дома атмосферу гармонии и красоты.
Учитесь наблюдать за ребенком и следовать за его развитием. Родители часто считают, что они должны направлять своего ребенка, но Монтессори считала, что мы, наоборот, должны следовать за ним. Как много времени вы проводите, наблюдая за своим ребенком? Я не имею в виду, наблюдая вполглаза, пока вы сами заняты чем-то другим. Я имею в виду продолжительное сосредоточение на своем ребенке. Самый лучший способ начать воплощать принципы Монтессори у себя дома – это сесть и понаблюдать, на что смотрит ваш ребенок, что он говорит, что он делает. Дети многое могут рассказать нам о своих нуждах и интересах, если мы только потратим время и обратим на них внимание.
Как наблюдать. Возможно, вам стоит завести блокнот или тетрадку, куда вы будете записывать свои заметки и наблюдения. Регулярно уделяйте немного времени тому, чтобы понаблюдать за ребенком. Сядьте поудобнее рядом с ним, так чтобы вы хорошо видели и слышали его и других детей, с которыми он играет. Записывайте свои наблюдения так часто, как сумеете. Со временем ваши заметки превратятся в интереснейший дневник поведения вашего ребенка в разных возрастах, а также поможет заметить, какие модели поведения проявляются в разных ситуациях. Старайтесь понять, что означает поведение вашего ребенка. Когда вы видите, что ребенок проявляет интерес к чему-то новому, постарайтесь, не подавляя его, поддержать этот интерес. Подумайте о новых занятиях, которые будут соответствовать интересам и возможностям ребенка.
На что обратить внимание. Помните, что по мере роста ребенка его предпочтения, интересы и способности меняются непредсказуемым образом. Наблюдая за ребенком, постарайтесь забыть о предыдущем опыте и ощущениях и сосредоточьтесь на том, что происходит в данный момент. Когда ребенок играет, обратите внимание, какие игрушки он выбирает. Как он играет ими? Предпочитает он играть один или с кем-либо? Заметили ли вы какие-то повторяющиеся модели поведения? Посмотрите, как ребенок передвигается по дому. Переходит ли он с места на место тихо, не спеша или носится как угорелый? В какой комнате ребенок предпочитает находиться? Что привлекает его в этой комнате? Когда ребенок ест, замечайте, что ему особенно нравится. Может ли он пить, не проливая и пользоваться вилкой и ложкой правильно и с хорошей координацией? Как ребенок ведет себя за столом? Любит ли он в этот момент рассказывать о своих делах в течение дня? Наблюдая за ребенком, дважды подумайте, прежде чем вмешаться в занятие ребенка. Ваша цель в этом упражнении – узнать больше о нём, а не бросаться исправлять его поведение.
Автор: Tim Seldin President,
The Montessori Foundation Chair,
The International Montessori Council
Перевод: Анна ~anima~ Пичуева, специально для сайта http://deti86.ru/