Достигая 4-5-летнего возраста, ребенок должен уже правильно выговаривать все звуки. Нужно это для его нормального развития в будущем, для правильного чтения, ну и письма, соответственно.
Достигая 4-5-летнего возраста, ребенок должен уже правильно выговаривать все звуки. Нужно это для его нормального развития в будущем, для правильного чтения, ну и письма, соответственно.
Предлагаем вниманию родителей, у которых детки имеют логопедические отклонения, несколько наших советов, которые, мы надеемся, помогут решить данную проблему.
Для начала нужно попробовать выяснить, какие именно звуки ребенку сложно выговаривать (то есть, нарушены). С этой целью ребенка нужно попросить назвать то, что изображено на картинке. Если ему сложно это сделать, то пусть повторит за кем-то из родителей то слово, в котором есть интересующий их звук. Подобрать слова следует такие, в которых данный звук будет и в начале, и в середине, и, естественно, в конце. Сложными ребенку являются звуки [C], [З], [Ц], [Ж], [Ш], [Щ], [Ч], [Л], [Р]. К примеру, ребенок должен назвать слова «рыба», макароны, шар».
Каждый звук следует отрабатывать по отдельности, начиная с «легких» звуков, и заканчивая «сложными» звуками. Например, вот так: [к, г, х, с, з]. Затем [ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р].
Отрабатывая произношение каждого звука нужно начинать с зарядки для языка и губ. Для этого следует взять зеркало. Так ребенок будет и ощущать работу органов артикуляции, и видеть все это, что в свою очередь поспособствует развитию фонематического слуха, как результат – его звукопроизношению.
Исполнение каждого упражнения нужно повторять около 10 раз, но если видно, что ребенок устал, упражнения следует прекратить. К тому же ребенок должен все делать с желанием, в ином случае позитивных результатов это не даст. Положительные эмоции ребенка – то, что важно.
Примеры логопедических упражнений найти можно в книгах по логопедии.
Ребенок должен вытянуть губки так, чтобы они напоминали то хоботок слоника, то улыбались, как лягушка.
Ребенок должен язычок вытянуть, сделав его как можно длиннее. Затем он должен сделать его то узким, то широким.
Ребенок должен язычок то поднять за верхний ряд зубов, то опустить за нижний ряд. Рот должен быть максимально открытым.
Ребенок должен кончиком языка, вроде как маятником часов, двигать от правого уголка губ к левому, затем с точностью, наоборот, при этом скорость движений должна быть разной.
Ребенок должен язычком проводить только по передней части неба.
Следует добиться произношения ребенком сначала одного звука, не целых слов.
Чтобы ребенок произнес нужный звук, родители могут объяснить ему, какие действия следует делать при этом, как нужно делать язычком и каким образом – губками.
Самым трудным для ребенка является [Р]. Почему-то дети используют французское произношение: кончик языка в нижней позиции, а дребезжит его корень или маленький язычок.
Выправить это можно, с трудом, но можно. Рекомендуем попробовать следующее упражнение.
Ребенок должен ударять по альвеолам кончиком языка, при этом произносить звуки, похожие на барабанные («д-д-д…»). При этом губы должны быть напряжены, а рот – открытым. После этого он должен выдохнуть «д-д-д-др-р» на кончик языка.